Главная страница ►Книги: | ▲В.Н.Мясищев, Личность и неврозы (1960)
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СВЕТЕ ВЗГЛЯДОВ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА НА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА► ЗаключениеИзложенное позволяет утверждать, что исследование всех сторон психической деятельности настоятельно требует теоретической и эмпирической разработки понятия отношений человека. Между тем, в существующей психологической литературе пользуются этим понятием как известным и определенным, применяя его без теоретического и критического анализа. Всякое психологическое понятие может быть применено и извращено в ненаучных, антимарксистских концепциях. Гегельянская философия, идеалистически исказив понятие отношения, сделала его средством мистификации и извращения, а не решения философских, исторических и психологических вопросов. В метафизической концепции эволюции Г. Спенсера понятие отношения занимает видное место. В. И. Ленин показал психофизический параллелизм и механицизм во взглядах «стыдливого материалиста» Абеля Рея, много говорившего об отношениях. В психологической арубежной литературе понятие отношения применяется поверхностно, описательно, идеалистически, иногда в явно реакционных целях (Штрассер, Дессуар, Саливен, Мюллеш, Славсон и др.). Марксизм-ленинизм, показав реальные отношения человека, их общественно-историческую обусловленность и жизненную значимость, не только заставляет нас признать изучение человека в его отношениях к действительности важным теоретическим принципом и специальной проблемой психологии, но и позволяет уяснить его методическое значение. Это методическое значение исследования человека в его отношениях заключается, во-первых, в том, что поиход к человеку с позиций его отношений решительно преодолевает разрыв формы и содержания, процесса и предмета психической деятельности, так как отношение не может рассматриваться без объекта. Во-вторых, такое рассмотрение реализует рефлекторный принцип, диалектико-материалистический характер которого заключается в исследовании организма в единстве со средой. Отношение человека вытекает из воздействий внешнего мира, основывается на накопленном опыте, на временных связях с действительностью и выражается избирательностью наших реакций и воздействий на предметы окружающей действительности. В-третьих, рассматривая отношения человека как продукт его индивидуального опыта, как определенность его временными связями, иначе говоря, его историей развития, психология идет по пути подлинно генетического для человека общественно-исторического исследования. В-четвертых, изучение отдельных рефлекторных процессов как отдельных частей или сторон жизнедеятельности человека должно идти рука об руку с изучением его в целом, поскольку относиться может не часть человека, не отдельные процессы в человеческом организме, а весь человек как сознательный индивид. Исследование же человека как «относящегося» с неизбежностью обязывает рассматривать его не только как объект, но и как субъект. В-пятых, рассмотрение человека в системе его отношений к действительности, основанной на системе общественных отношений, в которые он включен и которые его сформировала, позволяет правильно охарактеризовать человека как личность, т. е. общественную индивидуальность, а не только биологическую особь и преодолеть то рассмотрение человека как изолированного от общества индивида, которое классики марксизма-ленинизма справедливо называли робинзонадой. Некоторые психологические вопросы только с этой позиции становятся понятными. Например, противоположность таких проявлений, как грубость или нежность, не является имманентным свойством характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим. Известно далее, что успешность представляет производное (при равной подготовке) от способности и старательности. Однако неодинаковая успешность по одному и тому же предмету у разных учителей, даже при одинаковом мастерстве обоих, свидетельствует о различном отношении к педагогу, а вместе с этим и к преподаваемому им предмету с вытекающими отсюда колебаниями успешности. Память, представляющая след прошлого опыта, как известно, в величайшей степени зависит от интереса, и, следовательно, без учета этого отношения нельзя правильно освещать проблему памяти. Это относится в такой же мере к пониманию, воле, воображению и т. п. Важным методическим следствием исследования человека в его отношениях является то, что отношения к людям рассматриваются не односторонне, как отношения к объектам, ибо другие люли являются не только объектами, но и субъектами отношений. Отношения людей друг к другу приобретают характер двусторонности — взаимоотношения с отдельными людьми и коллективами (школьным, производственным и т. п.). Этот двусторонний характер отношения к людям сравнительно с отношением ко всем остальным сторонам действительности и особенно значим, и требует правильного учета его в системе изучения и практики. Поэтому изучить человека в его связях с действительностью — значит изучить отношение человека к действительности, значит, в первую очередь, изучить человека во взаимоотношении с другими людьми. Отношение вообще не существует. Оно существует либо между чем-то и чем-то как соотношение между объектами, либо оно существует как отношение кого-то к чему-то: организма к предмету, в полном смысле этого слова, человека-субъекта к объекту. Оно, наконец, существует как взаимоотношение субъектов — людей. Теоретические вопросы психологии отношений связаны неразрывно с психологической практикой, т. е. такой практикой, характер и результаты которой требуют знания психологии человека. Сюда относятся, например, вопросы руководства человеком в смысле организационной и административной работы, педагогические вопросы воспитания и обучения, медицинские вопросы распознавания, лечения и предупреждения болезней. Высокая идея социалистического гуманизма находит свое совершеннейшее выражение в мыслях и делах основоположников марксизма-ленинизма, характеризующих коммунистическое отношение к человеку. Строительство социализма поставило задачи воспитания нового человека и выработало методы этого воспитания. В великих испытаниях героической борьбы и всемирно-исторических побед оно сделало идею о новом человеке реальностью. Многочисленные факты борьбы за коммунизм и побед коммунистического строительства показали нам высокие морально-волевые качества коммунистов-ленинцев. Чем же характерен психологический склад этого нового человека? На первый план здесь выступают особенности коммунистического отношения: коллективизм в отношении к людям, патриотизм, основанный на любви к социалистической Родине, коммунистическое отношение к труду как основному смыслу и источнику радости жизни, отношение к самому себе, сочетающее скромность с требовательностью, чувство собственного достоинства с действенной самокритикой, стремлением и способностью видеть, честно признавать и исправлять свои недостатки. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко, характеризуя «горьковский оптимизм», умение проектировать лучшее, указывая на требовательность, связанную с уважением к человеку как выражением социалистического гуманизма, говорил, что «такое отношение к человеку есть отношение марксистское». А. С. Макаренко указывал, что в «дореволюционной педагогике, как и в дореволюционном обществе, отношения человека к человеку разрешались как отношения индивидуумов, т. е. отношениям двух свободных самостоятельных миров... В нашей педагогике можно говорить о воспитании товарища, об отношении члена одного коллектива к члену другого коллектива.,, которые связаны своими обязательствами и отношениями с коллективом, своим долгом по отношению к коллективу, своей честью по отношению к коллективу, своими движениями по отношению к коллективу... Вопрос отношения товарища к товарищу— это не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости». Из изложенного ясно, какое значение имеет проблема отношений человека в системе взглядов этого крупнейшего теоретика и практика советской педагогики. Основными положениями ее являются коллективизм, подчиняющий индивидуальные отношения коллективным, единство уважения, ответственности личности и требовательности к ней во взаимоотношениях членов коллективов, учащихся и педагогов, воспитание навыков усилия и выполнения обязанностей и долга, единства отношений на словах и на деле. Не ставя себе здесь задач развития этих положений, мы упомянем лишь о единстве в педагогическом процессе воспитания и обучения, как об одном из принципов советской педагогики. Из этого принципа вытекает признание огромной важности для успешности в учебной деятельности отношения учащихся к своим обязанностям, к учебному предмету и к педагогу. Наконец, говоря о психологической практике, мы указали на медицинскую практику. Эта сторона обычно не привлекает внимания ни психологов, ни философов. Между тем здесь много важного психологического, педагогического и общественно-организационного материала, значимого и в практическом и общетеоретическом плане. Процесс лечения есть прежде всего процесс живого взаимодействия между лечащим врачом и больным. Часто врачи этого не понимают и забывают, что больной — это не только объект, но и субьект. Лечащий врач, относясь к больному как к субъекту, должен организовать весь остальной медперсонал и создать обстановку с учетом этого обстоятельства. Конечно, вопросы отношений больного и его взаимоотношений приобретают особую значимость при психогенных заболеваниях или при неврозах и психотерапии, однако они важны при всяких заболеваниях. Лечение в форме психотерапии заключается в изменении с помощью, прежде всего, словесного воздействия отношения больного к травмирующим его обстоятельствам жизни, к людям и себе, к своей болезни и в устранении или разрешении болезнетворных противоречий и конфликтов. Психологическая практика, в частности в организационном руководстве, педагогическом процессе и лечебно-профилактическом воздействии, выявляет огромную роль отношений человека, позволяет находить в них богатейшие источники психологического познания и плодотворного приложения его к жизни. Таким образом, диалектико-материалистическое естествознание, общественные науки, а следовательно и психология, изучают объективную действительность в ее основных существенных связях и отношениях, в ее развитии. Высшая нервная деятельность человека, характеризуя исторически позднейший этап развития живых существ, отличается особенностями его отношений к действительности — сознательным личностным характером их. Поскольку высшие, позднейшие «инстанции» превосходят деятельность низших, сознательные отношения человека являются важнейшим регулятором его поведения. Изучение человека в его отношениях к действительности является одним из основных принципов объективно-психолдги-ческого исследования. Вместе с тем различные виды отношения человека к действительности в их.особенностях являются одним из важнейших разделов психологии. Принцип исследования человека в его отношениях и проблемы его отношений нашли известное отражение в разных работах по психологии, однако до сих пор эти вопросы не подвергались достаточно глубокой теоретической и достаточно полной эмпирической разработке. Поэтому важной очередной задачей психологии является разработка вопросов психологии, исходя из принципа исследования человека в его отношениях к действительности, изучение основных видов отношений человека и хода их развития в зависимости от условий жизни. Освещение вопроса об отношениях человека как одном из философски основных, но не разработанных в психологии понятий, раскрытие общественно-исторического смысла и естественнонаучной основы его является необходимым условием разработки психологической теории и практики. Соответственно этому мы пытались сочетать философское, конкретно научное и практическое значения понятия отношения, рассматриваемого широко и крайне разнообразно применяемого в философии и практической жизни. Дискуссия по психологии, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы философии», прошла мимо вопроса об отношениях человека. Вместе с тем философское обоснование психологических проблем в этой дискуссии не было достаточно связано с вопросами конкретно научного характера и с вопросами практики, что отрицательно сказалось и на самом теоретическом освещении. Может быть с этим было отчасти связано и то, что проблемы отношений в этой дискуссии не были затронуты.
|
| ||||||||
Поиск по сайту: Скачать медицинские книги |
Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Гиппократ |