Главная страница ►Книги: | ▲В.Н.Мясищев, Личность и неврозы (1960)
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СВЕТЕ ВЗГЛЯДОВ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА НА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА► Отношения человека и система понятий психологииИз сказанного вытекает, что теория марксизма-ленинизма и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности требуют пересмотра и развития системы психологических понятий; при этом, очевидно, отношения человека к действительности и как принцип психологического исследования, и как конкретная проблематика должны занять надлежащее место. То, что называлось способностями, психическими функциями, процессами, представляет собой объективно различные способы реализации отношений человека к действительности. Задача заключается не только в том, чтобы объяснить физиологические факты памяти, внимания, воображения и т. п. в отдельности, но и в том, чтобы дать физиологически обоснованную систему понятий о различных процессах и сторонах психической деятельности, реализующих различные «человеческие отношения». Рассматривая виды психической деятельности с позиции отношений человека, прежде всего надо учесть, что два психологических плана — познание и практическое взаимодействие с действительностью, включая ее переделку — органически связаны друг с другом, как начальное и конечное звенья рефлекторной деятельности. Выше говорилось, что познавательные процессы можно рассматривать как отношения в широком смысле слова, а поэтому можно говорить о познавательных отношениях. Но отражательный характер познавательной деятельности настолько ярко выражен, что ряд психологов ошибочно, хотя и не случайно, рассматривал только познавательные процессы как отраоюенич. Вместе с тем переделка действительности, связанная с волевой деятельностью, рассматривалась скорее как действенное отношение, и роль отражения недооценивалась. Знание рефлекторной природы отношений позволяет преодолеть обычную ошибку отрыва познания от деятельности. В этом смысле очень важны высказывания В. И. Ленина, который говорит, что «очень хорош § 225 Энциклопедии, где „познание („теоретическое") и „воля", „практическая деятельность" изображены как две стороны, два метода, два средства уничтожения „опносторонности" и субъективности и объективности». Наряду с двумя философско-психологическими категориями познавательного и волевого отношения психология издавна включает еще эмоции и чувства, связанные с переживанием отношений. Не касаясь классической триады этих понятий как системы, не исходящей из рефлекторного понимания, нужно указать, что живучесть ее обусловлена, очевидно, тем, что она в известной мере отражает действительность. Не входя здесь в обсуждение указанных трех категорий психологических понятий, мы рассмотрим в интересующем нас плане эмоции и чувства, которых неоднократно касались великие физиологи Сеченов и Павлов. В последнее время чувства и эмоции в ряде работ определяются как отношения или переживания отношений. Существенно, что в этих работах авторы начали пользоваться понятием «отношения человека», однако вместе с тем большинством оно применяется лишь в одной узкой области эмоций и всюду совершенно без его теоретического анализа в целом. С этим связано то, что в определении эмоции как переживания отношений содержится нечеткость в смысле связи понятий переживания и отношения и опасность неверного противопоставления переживания как односторонне субъективно-психологического — отношению человека как односторонне объективному; между тем, именно в эмоции особенно ярко проявляемся единство субъективного и объективного. Как известно И. П. Павлов тесно связывал понятия эмоций, инстинктов и отношений, говоря о том, что «первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей его средой есть ближайшая к полушариям подкорка с ее сложными — безусловными рефлексами (наша терминология), инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная обычная терминология)». (Курсив мой,— В. М) Эмоция как целостная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение. Она производит глубокие изменения, вызывает при значительной интенсивности потрясение во всем организме и является источником прочной фиксации временных связей человека. Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения оргз-низма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей вну-трисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека интенсивную эмоцию. Нельзя забывать о том, что в нормальных условиях эмоция составляет лишь компонент общей реакции, регулируемой корой головного мозга и протекающей у человека с участием второй сигнальной системы. Говоря об эмоциях как о реакциях, нужно помнить об общем функциональном состоянии мозга и всего организма в момент их протекания. Близкое эмоции понятие чувства служит для выражения этого состояния. И. П. Павлов в физиологическом объяснении чувства подчеркивает связь его с легкостью или трудностью протекания процессов в больших полушариях. Наконец, можно говорить об эмоциональных отношениях. Положительное эмоциональное отношение, выражающееся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательное эмоциональное отношение, выражающееся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти, часто называли чувствами. Энгельс указывал, что «основанные на чувстве отношения между людьми, особенно же между людьми разного пола, существовали с тех самых пор, как существуют люди». Он показывает ошибку Фейербаха, который «эмоциональное, сердечное отношение» между людьми пытался представить как религию. Таким образом, эмоции можно рассматривать психологически в плане реакций, состояний и отношений. Эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения человека, с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью. Эмоциональность не ограничивается элементарными реакциями, а имеет величайшее значение и для высших проявлений нервной деятельности человека. В. И. Ленин говорит, что «без „человеческих эмоций" никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Эмоция представляет реакцию, включающую непосредственную, можно сказать инстинктивную, положительную или отрицательную, оценку тех или иных объектов или процессов объективной действительности. На уровне сознательной деятельности переход отношений во вторую сигнальную систему сопровождается качественным изменением непосредственной, эмоциональной оценки, превращением ее в сознательную оценку. В оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта. С общественным критерием основных эстетических и этических оценок связаны также такие психические образования, как обязанности, долженствования, которые в свою очередь определяются принимаемыми и усваиваемыми извне общественными требованиями, превращающимися во внутренние требования к себе и окружающему, с образованием ответственности или ответственного отношения к общественным требованиям и своим обязанностям. Проблематика оценочных отношений в их историко-материа-листическом освещении еще недостаточно в психологии разработана, хотя значение их едва ли требует доказательства. Оценочные отношения представляют собой более сложные образования, чем такие эмоциональные отношения, как указанные выше привязанность или враждебность. На их основе возникают еще более сложные моральные отношения долга. Заслуживает при этом внимания то, что о долге говорят как о чувстве, о понимании и сознании. Об ответственности тоже говорят то как о чум-стве, как о понимании, то как о сознании. Однако для этих сложных морально-психических образований все приводимые частичные определения недостаточны. Ответственность и долг не сводятся к ним, но включают их как сложное, специфически человеческое отношение, структура и закономерности образования которого еще мало изучены, а поэтому, за отсутствием объективных синтетических понятий, они сводились либо к более частному и элементарному понятию (чувство), либо к сложному всеобъемлющему (сознание). Сложным, не сводимым к элементарным, практически и теоретически значимым понятием является понятие интереса, которое применялось весьма разноречиво. С позиций рассматриваемого нами вопроса и в достаточном соответствии с жизнью интерес можно характеризовать как активное, т. е. доминирующее отношение, выражающееся тенденцией к познавательному овладению важным или значимым предметом, гомологом которого у животных является ориентировочный рефлекс. Аналитические — интеллектуальные, эмоциональные и волевые — теории интереса оказываются явно односторонними, поверхностными и нежизненными. К видам отношений принадлежат и потребности человека, столь Еажные для педагогики, психологии и науки об обществе. Это понятие обозначает активное тяготение человека к тому, что для него особенно значимо. Потребность как активно-положительное отношение человека к объекту его потребности является одновременно отражением в сознании человека как этого объекта, так и связи человека и состояния «тяготения» его к этому объекту. Разумеется, что потребности имеют определенный физиологический аспект, но здесь важно подчеркнуть ошибочность наивной биологизации этого вопроса, упускающей из виду наличие у человека таких общественных потребностей, как потребность в труде и в общении, которые, подлежа также физиологическому освещению, имеют в своей основе общественную историю людей и рассматриваемого конкретного человека в частности. Советская психология, восприняв огромный вклад классиков марксизма-ленинизма в вопросе о потребностях людей очень мало психологически и эмпирически разработала данный вопрос. Это обстоятельство отчасти объясняется, возможно, тем, что рассмотрение всех сторон психики человека в плане единства индивида и окружающей его среды лишь начинает последовательно проводиться. Более полно освещена с позиций отношения проблема характера. Помимо наших работ, можно указать на работы профессоров Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна, которые трактуют эту проблему, исходя из отношения человека прежде всего к людям и труду. Правильное решение вопроса о характере связано с правильным решением вопроса о личности. Личность представляет человека в его общественном содержании, и к ней относится опредечение Марксом человека как совокупности общественных отношений. В соответствии с изложенным можно сказать, что личность — это человек, система отношений которого объективно и субъективно отражает его общественно-обусловленный опыт и общественно значимые свойства. Характер же представляет единство («сплав», по выражению И. П. Павлова) врожденного и приобретенного, которое, проявляясь в свойственном личности сравнительно устойчивом способе отношения к действительности, объединяет содержание отношения к способ или форму его осуществления. Так, волевые и морально-волевые качества — настойчивость, прямота, решительность, чесгность, отзывчивость, доверчивость — представляют соединение смысла отношения со способом его реализации. Наконец, нельзя не коснуться одного из важнейших понятий психологии — понятия переживания. Можно ли сомневаться в том, что человеческие переживания представляют величайшую важность как побудители действий, как существенные моменты формирования личности, как характерное проявление личности. Однако это понятие настолько извращено феноменологической и психоаналитической психологией, что сам термин получил оттенок одиозности и почти исчез со страниц психологических учебников и руководств. Объективно же и фактически переживание является единством субъективного и объективного выражения сложной целостной человеческой реакции, характеризуемой значительной силой и глубиной. В переживании явственно выступает единство отражения и отношения, оно немыслимо без отражения фактов, являющихся источником сильной и глубокой реакции. Вместе с тем острота, сила и глубина переживания связаны со значением вызывающих его обстоятельств, иначе говоря, с активным отношением к ним переживающего. Таким образом, ряд психологических понятий требует анализа с позиций отношения не только потому, что они нечетки, но и потому, что их некритическое и нечеткое применение препятствует очищению психологии от идеалистических пережитков и формализма.
|
| ||||||||
Поиск по сайту: Скачать медицинские книги |
Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Гиппократ |